?

Log in

No account? Create an account
 
 
09 March 2014 @ 11:22 pm
О русской мечте Крыма - для немецких читателей  
На днях немецкая газета Tageszeitung попросила развёрнутый комментарий к крымскому кризису.

Текст опубликован, выкладываю русский оригинал.



Сквозь фильтры мифа
(о факторах крымского кризиса)



Многие из тех, кого я люблю, с кем у меня общая крымская биография, празднуют сейчас введение на полуостров российских войск. В их картине мира это событие означает долгожданную гармонизацию жизни. И похоже, этой эйфорией проникнуто большинство русскоязычного населения полуострова. Можно было бы трактовать это как подтверждение снобских теорий о том, что русская ментальность – имперская, архаичная, патерналистская и т.д. Но не стоит спешить с выводами. Нужно разобраться в предыстории проблемы.

Я не политолог, а антрополог, и для описания ситуации использую понятие «миф», подразумевая под ним «элемент коллективной картины мира», «устойчивое представление людей о чём-то» – независимо от того, соответствует ли это представление реальности. Так вот, главная и острейшая проблема Крыма и Украины сейчас – экстремальное развитие в обществе двух встречных негативных мифов. Речь о преобладающих настроениях условных «западной» и «восточной» (которая включает южные Крым и Одессу) частей населения.

Если упрощённо, восточные жители считают западных «фашистами», западные восточных – «совками» (Homo sovieticus, говоря научным сленгом). Чтобы был понятнее трагизм ситуации, уточню, что смысл и того, и другого термина в данном контексте оказывается всё ближе к немецкому слову Untermensch.

Можно объяснять это раздвоение как территориальное наследие двух разных империй – Австро-Венгерской и Российской. Или как антагонизм между (пост)имперской и формирующейся на глазах национальной ментальностью. Но это не столь важно.

Стороны конфликта постепенно поляризуются. Слыша об участии в Евромайдане активистов настроенных антирусски «Правого сектора» и партии «Свобода», крымчане делали вывод о невозможности такой мотивации у майдановцев, как борьба за справедливость. Хаос новостей фильтруется всегда в пользу подтверждения «своего» мифа. А поспешная и абсолютно не объяснимая с точки зрения принципов гуманизма отмена победившими майдановцами закона о языке, который хотя бы де-юре защищал права не-украиноязычного населения, дорисовала образ «нацистского путча».

Миф управляет человеком сильнее, чем реальность. И если человек не включает механизм рефлексии и сомнения, то миф становится самой реальностью.

С 2008 года я публиковал в украинской прессе призывы искать реальную картину мира. Я считал важным разъяснять украинским читателям, что русскоязычное население и русская культура Украины – не «пятая колонна России», а важный ресурс страны, который следует ценить и беречь. С годами это представление всё сильнее походило на утопию.

И вот что ещё должен знать тот, кто хочет понять мечту крымчан о приходе к ним России.

20 лет назад, в 94-м имела место восхитительная по своему авантюризму и убедительная по мгновенным результатам попытка модернизировать Крым со стороны Евгения Сабурова. Выдающегося российского учёного-экономиста (а также, что по-своему важно, яркого поэта и неординарного мыслителя) пригласил возглавить крымский кабмин мятежный президент Крыма Юрий Мешков. Сабуров не поддержал сепаратистские амбиции Мешкова, но стал стремительно отлаживать крымское законодательство и управленческую структуру. «Крым скоро превратится в полуостровную Швейцарию!» – говорили мне представители местной бизнес-элиты.

Однако сильный и процветающий Крым явно не был нужен Киеву. Меньше чем через год Сабурова вытеснили из Крыма; учёный вернулся в Москву. Он умер в 2009 году.

Но успехи Сабурова – которые, впрочем, вскоре были нивелированы его преемниками на посту – кого-то напугали. Крым стал восприниматься как нечто чересчур самостоятельное и непредсказуемое. И с тех пор продолжался малозаметный, но постоянный социально-политический прессинг, выражающийся прежде всего в относительно мягкой политике дерусификации и украинизации. Многие приняли новые условия игры. Но у заметной части населения Крыма постепенно вырабатывались элементы украинофобии, которых в момент распада СССР не было и в помине.

Очень возможно, что политика ослабления у русскоязычного населения его языковой и культурной идентичности была просто управленческой ошибкой, дурной инерцией. Она была не агрессивной, зато непрерывной, при всех украинских президентах. Именно в этой политике, а не в «руке Москвы» – которая, вероятно, присутствовала, но очень долго не была определяющим фактором – я вижу изначальную причину протестных настроений на полуострове. Возможно, я близорук, но я не вижу в этой политике ничего ни европейского, ни демократического.

Ностальгия по российскому имперскому прошлому – не новость для Крыма, она присутствовала здесь ещё в ранние постсоветские годы. Но этническая политика Киева дополнительно подстёгивала эти настроения. А недавний слух об угрозах украинских националистов направить в Крым для наведения порядка так называемый «поезд дружбы» сделал ситуацию ещё более взрывоопасной.

И ещё. Почему-то сейчас не говорят о том, что к идее аннексии Крыма даже у патриотов Украины нет однозначного отношения. Года три назад я писал о сходстве во взглядах на будущее полуострова у идеологов русского империализма и украинского писателя Юрия Андруховича. «…Без силового вмешательства России ничего не произойдёт. Но оно представляется неминуемым. ...Будет сложная ситуация, но мы выйдем наконец из этого нацией. ...нам уже сегодня стоит готовиться к потере Крыма» (интервью 2009 года).

Рискну предположить, что для формирования нации не обязательны ни «сложные ситуации», ни почти однозначно подразумеваемая под этим понятием кровь. Однако население Крыма, в основном мирное и пассивное, становится одним из главных заложников красивых концепций. Если будет референдум, и приведёт к формально демократичному, «большинством голосов», отсоединению от Украины, серьёзной проблемой может стать безопасность тех, кто предпочитал сохранение статус-кво. Будет ли обеспечен многосторонний переговорный процесс, учитывающий позицию, например, крымских татар?

Русскоязычное население Крыма, в значительной своей части, очаровано идеей «воссоединения с Россией». У этого факта несколько очень разных причин. Наступит ли разочарование – возможно, вопрос достаточно длительного времени.

Мне, как и любому человеку, важнее всего, чтобы были живы и здоровы близкие мне люди, оказавшиеся по разные стороны баррикады, по разные стороны мифа. Смогут ли они когда-нибудь расслышать и понять друг друга? Пусть это будет самый страшный из предстоящих вопросов.

* * *

Немецкий текст здесь.
Спасибо берлинской переводчице Ирине Сердюк
.

____
 
 
 
Юлияyuvikom on March 9th, 2014 08:58 pm (UTC)
Как вы хорошо написали! Взвешенно, спокойно, с любовью - что сейчас крайне редко бывает.
Живу в Севастополе. Буду рада дружбе с вами.
Игорь СИД, куратор Крымского клуба: серафимigor_sid on March 9th, 2014 09:58 pm (UTC)

Спасибо.
pogarskijpogarskij on March 9th, 2014 08:59 pm (UTC)
Игорь отличная статья.
Ирина Каренина: Пальчикиkarenina_irena on March 9th, 2014 09:55 pm (UTC)
Спасибо. Отличная статья. Сейчас очень мало взвешенной аналитики - либо кричат ура, либо визжат долой, а думать мало кто оказывается способен.
(У меня семья в Севастополе, так что...)
Игорь СИД, куратор Крымского клуба: серафимigor_sid on March 9th, 2014 10:19 pm (UTC)

...так что - тревожно?
Юрий Володарский: цветокalimych on March 10th, 2014 06:44 am (UTC)
Все верно, Сид.
Вот только способ, которым "решает проблему" Россия, в тысячу раз хуже нечуткого отношения Киева.
Игорь СИД, куратор Крымского клуба: T. Rexigor_sid on March 10th, 2014 06:59 am (UTC)

Юра, ты считаешь, что западный читатель лишён именно этой информации? )
Юрий Володарскийalimych on March 10th, 2014 07:04 am (UTC)
Безусловно, это твое дело, как расставлять акценты. Но "этой информации" мне в твоей замечательной статье действительно не хватает.
Игорь СИД, куратор Крымского клуба: серафимigor_sid on March 10th, 2014 07:18 am (UTC)

Да, Юра, ведь статья действительно адресована не тебе.
А тем, кто обладает менее полной, чем ты, картиной.
LiveJournal: pingback_botlivejournal on March 10th, 2014 10:15 am (UTC)
Поэт и культуролог Игорь Сид , уроженец Крыма, для неме
User v_strane_i_mire referenced to your post from Поэт и культуролог Игорь Сид , уроженец Крыма, для немецких читателей о Крыме saying: [...] Оригинал взят у в О русской мечте Крыма - для немецких читателей [...]
Maria  ScherbakovaMaria Scherbakova on March 10th, 2014 08:27 pm (UTC)
Да, так, похоже, и было. Очень точно - и оттого еще более грустно.
Игорь СИД, куратор Крымского клуба: серафимigor_sid on May 8th, 2014 06:04 pm (UTC)

Спасибо, Маша.
yoshi_stanyoshi_stan on March 21st, 2014 12:29 pm (UTC)
Спасибо, Игорь. Зафрендил и тут :)
any1961nickany1961nick on March 22nd, 2014 11:26 pm (UTC)
Спасибо, Игорь, за эту статью.
Как глоток чистой воды после всей истерии и абсурда в ленте.
Игорь СИД, куратор Крымского клуба: серафимigor_sid on May 8th, 2014 04:58 pm (UTC)

Спасибо.
LiveJournal: pingback_botlivejournal on April 29th, 2014 11:54 am (UTC)
Украинизация и единство
User wangden referenced to your post from Украинизация и единство saying: [...] и тут [...]
mitri2364mitri2364 on April 29th, 2014 02:44 pm (UTC)
великолепный текст, спасибо вам
steps_of_springsteps_of_spring on May 2nd, 2014 06:21 pm (UTC)
Спасибо вам за умную и спокойную статью. Чувствуется, что это объективный и нейтральный взгляд на ситуацию в Украине. Но хочется задать вопрос вам, как опытному и думающему человеку... На ваш взгляд, как можно разрешить эти противоречия между Юго-Востоком и Западом Украины? Есть ли шансы примирить их и установить между ними мирные и добрые отношения? А то, скажем, до Майдана казалось, что единство государства незыблимо (жили же вместе 23 года независимости!), а сейчас люди буквально ненавидят друг друга. Я сама русская, россиянка и, понятное дело, что мои личные симпатии на стороне Юго-Востока, тем более, на Юго-востоке живут и мои близкие родственники. Да, я,наверное, не объективна, но считаю, что противостояние и вражду развязала Западная Украина, с её махровой русофобией. Пока они у себя во Львове с факелами в вышиванках маршировали, никого это особо не трогало, но они решили всей Украине свои обычаи и мнения навязать. Они все эти годы лезли на Юго-Восток, они даже в Крым приезжали, чтобы учить крымчан правильно Украину любить. А сейчас они во всём обвиняют только москалей и "ватников" из ЮВ Украины. На спокойный диалог они идти не хотят. Так как людям на Юго-Востоке поступать?
Игорь СИД, куратор Крымского клуба: серафимigor_sid on May 8th, 2014 06:09 pm (UTC)

Спасибо за Ваш отзыв. Но я исследователь, а не педагог. Думаю, поступать надо просто по совести. И изо всех сил пытаться услышать и понять своих оппонентов.

Украина рассыпается теперь именно из-за нежелания двух сторон расслышать друг друга. Но основная ответственность во все века лежит на той из сторон, у которой власть.